Экзамены изнутри

Взгляд на экзамены изнутри

Взгляд на экзамены изнутри

Закончился учебный год, началась пора экзаменов. У выпускников школ они называются ЕГЭ, у девятиклассников ГИА (хотя все так стремительно меняется, что возможно уже и по-другому). Автору довелось стать участником этого процесса, поэтому накопились наблюдения, которыми можно поделиться. Взглянуть его глазами на экзамены изнутри.


Для сдачи экзаменов созданы ППЭ Пункт Проведения Экзаменов. Они расположены на территории школ. В каждый назначен руководитель ППЭ (один на все экзамены). На каждый экзамен прибывает представитель ГЭК Государственной Экзаменационной Комиссии (каждый раз другой). Примерно за полгода создается база «сдающих и организующих». Часть экзаменов обязательная (русский язык и математика), часть — по выбору учащихся (в принципе от этой части можно отказаться, но это не приветствуется). Сдавать экзамены учеников направляют в тот ППЭ, который расположен неподалеку, но однозначно не в здании школы, в которой ученик учился. Такая же ситуация с учителями: они направляются на ППЭ в те школы, в которых не работают. Исключение составляют Руководитель подразделения (после объединения школ в комплексы так называют исполняющего обязанности директора школьного здания) и Технический специалист (в роли которого и выступает автор).

Педагогический коллектив выполняет роль Организаторов, каковых есть два типа: Организатор в аудитории и Организатор вне аудитории. Кому какая роль достанется и кто в какой ППЭ будет направлен решает компьютер. В аудитории проведения экзамена выделяют двух организаторов, одного из которых руководитель ППЭ назначает Ответственным. Это слово напрягает большинство организаторов и желание переложить почетное бремя быть ответственным на второго коллегу порой принимает забавные формы. Эти два организатора приводят распределенных компьютером учеников в свои аудитории, проверяют их документы, выдают и собирают КИМы Контрольно-измерительные материалы, зачитывают инструкции, следят за порядком на экзамене и по завершении сдают материалы руководителю ППЭ. Некоторые экзамены сопряжены с использованием технических средств: чаще проигрывателя, реже компьютера. Несмотря на то, что даже журналы в школе стали электронными и поголовно всем учителям приходится их заполнять с казенных компьютеров, в помощь придается Технический специалист (почему-то один на более десятка аудиторий). Чаще всего организаторы сами знают как работать с техникой, благо и дома с ней все дело имеют, но проблемы на самых неожиданных местах все-таки возникают. Казалось бы, чего сложного в том, чтобы нажать кнопку проигрывателя и запустить компакт-диск с текстом изложения или с английским диалогом, но каждый раз находится человек, который от волнения или старания не просто нажмет на кнопку, а нажмет и будет держать ее, чем введет проигрыватель в ступор.

У Организаторов вне аудиторий функций меньше, но выполнение их требует порой эмоциональных и физических сил. Провожать ученика от аудитории до дверей туалета и ждать его выхода чтобы отвести обратно, сопровождение каждого (!) ученика с третьего до первого этажа для передачи в руки Сопровождающим. Или повторение каждому одной и той же фразы: «Проходите через рамку, до конца коридора в комнату Сопровождающих». Одним словом еще не известно кому труднее приходится!

Еще одно распространенное заблуждение, что задания ЕГЭ и ГИА — это тест, в котором надо выбрать правильный ответ из нескольких, что вполне можно сделать наугад и получить положительный результат. Второй год вопросов с выбором ответов нет вовсе, а раньше они были и составляли примерно четверть от всех вопросов. Сегодня преобладают вопросы с кратким ответом, которые сформулированы в довольно непривычной форме типа: «Укажите цифрой количество слогов в названии столицы Российской Федерации». Проверку таких ответов легко поручить компьютеру, что позволяет ускорить проверку и снизить вероятность коррупции. Только около 10 процентов вопросов экзамена требуют развернутого ответа и решения. Такие вопросы (если сдающие до них все-таки доберутся) требуют проверки Экспертами и из-за этих вопросов результат экзамена ученики смогут узнать только через 10-14 дней.

Дети сегодня волнуются перед экзаменами значительно меньше чем год или два назад и значительно меньше чем Организаторы, которым за отклонение от инструкций или жалобы сдающих грозит в лучшем случае выговор и лишении премии (если таковая и случается раз в квартал). Характерно, что с обязательного экзамена по математики, на который отводится 3 часа 55 минут времени, первые ученики начали выходить через 40 минут… Кстати, продолжительность экзамена имеет такую длительность не спроста: столовая во время экзаменов в школе не работает, а обязательный прием пищи требуется учащимся при нахождении в учебном заведении более 4 часов.

Еще несколько наблюдений в экзаменов по выбору: состав сдающих сильно зависит от предмета — на информатике было всего шесть девушек из 27 сдающих, а на иностранном с точностью до наоборот. Французский язык выбрали сдавать исключительно девушки.

Очки носят около 10 процентов девятиклассников, но в то же время просят прочитать что написано на доске так как не видят примерно треть… Как объяснить такое странное положение со зрением?

Обратил внимание в этом году на нескольких человек, сидевших на полу в рекреации в процессе ожидания начала экзамена. Когда сидят на полу ученики «началки», оставшиеся на «продленку», уткнувшись в свои смартфоны и планшеты, это более понятно, чем то когда на пол усаживаются юноши и особенно девушки. Говорят, что такое поведение обычно в «цивилизованном мире»… Хотя классы и были открыты, за партами сидели два-три человека, остальные предпочитали общаться вне аудиторий.

Тем кто закончил экзамен раньше отведенного времени давалась возможность покинуть ППЭ не дожидаясь остальных одноклассников. Надо было только принести своему сопровождающему согласие от родителей. Большинство так и поступило, но как водится, не обошлось и без исключений. Одни пытались улизнуть по-тихому и про них писались докладные директору школы, другие устраивали форменную истерику с криками и слезами. Еще один трудно объяснимый штрих прошедших экзаменов.

Вот несколько наблюдений, на которые было обращено внимание в процессе участия в экзаменах. Надеюсь мой взгляд изнутри ППЭ покажется любопытным для тех, кто еще интересуется этим уходящим в прошлое эпистолярным жанром.

Запись опубликована в рубрике Вне категорий с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.